«Круглый стол» на тему: «Взаимодействие крупного бизнеса с малыми и средними инновационными компаниями»
В Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошел «круглый стол» на тему: «Взаимодействие крупного бизнеса с малыми и средними инновационными компаниями».

Организаторами мероприятия выступили ТПП РФ, Клуб директоров по науке и инновациям (IR&DCclub) при поддержке ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК»).
Работу «круглого стола» вел председатель подкомитета по развитию инновационного предпринимательства Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, вице-президент НП «Национальное агентство технологической поддержки предпринимательства» (Интех) Виктор Малай. Мероприятие началось с вручения Виктору Малаю представителем Московской торгово-промышленной палаты награды ТПП РФ – медали «За заслуги в предпринимательстве».

От имени Палаты к участникам «круглого стола» обратился с приветственным словом вице-президент ТПП РФ Александр Захаров. Он отметил актуальность рассматриваемой темы, подчеркнув, что переводу российской экономики на инновационные рельсы альтернативы нет. Одной из проблем, стоящих ныне перед страной, полагает Александр Захаров, является малый объем инноваций. Причина этого кроется в недостаточно эффективном взаимодействии между всеми участниками инновационного рынка. Конкуренция в этой сфере, особенно в условиях ВТО, будет только возрастать.

Соотнося российский инновационный опыт с зарубежным, в частности, с немецким, Александр Захаров констатировал, что опорой экономики Германии являются именно малые и средние предприятия, на которых занято почти 70 процентов работающего населения страны, а доля предприятий МСБ в ВВП страны приближается к 50 процентам. Касаясь инновационного пути развития страны, Александр Захаров выделил основные магистральные направления, среди которых: подъем России со 120-го места на 20-е по привлекательности предпринимательского и инвестиционного климата страны. Его улучшение является качественной предпосылкой роста спроса на инновации, отметил вице-президент Палаты.

Кроме того, ТПП РФ внесла свой вклад в этот процесс – Палатой разработана и внесена на рассмотрение правительства Концепция Национальной стратегии по охране интеллектуальной собственности, что может в будущем способствовать росту спроса на инновации.

Разрабатывается интернет портал: инновационной карты страны для улучшения взаимодействия участников инновационного рынка, как в России, так и с зарубежными партнерами. Составлены 4 «дорожные карты» в сфере энергетики, строительства, таможни и внешнеэкономической деятельности. В заключение вице-президент ТПП РФ Александр Захаров выступил с инициативой разработать «дорожную карту» взаимодействия крупного бизнеса с малыми и средними инновационными компаниями.

Свой взгляд на проблему высказал собравшимся Виктор Малай, отметивший актуальность рассматриваемой темы, констатировав, что крупные компании, обязаны в скором будущем представлять планы взаимодействия с малыми и средними инновационными компаниями. На данный момент у большинства из них такие планы взаимодействия отсутствуют. Нынешний «круглый стол» призван решить эту проблему, отметил Виктор Малай.

По мнению члена Правления Клуба директоров по науке и инновациям, заместителя директора Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, заместителя главного редактора журнала «Эксперт» Дана Медовникова, механизм взаимодействия крупного бизнеса и с малыми, и со средними инновационными и компаниями постепенно налаживается. Сегодня предприятия МСБ слабо осведомлены о спросе на инновации со стороны крупных компаний, полагает Дан Медовников. Необходимо рассмотреть инструменты выстраивания механизма взаимодействия между компаниями крупного бизнеса и малыми и средними инновационными предприятиями.

Директор Департамента продвижения инноваций и социальных программ, член Правления ОАО «РВК» Евгений Кузнецов в выступлении ознакомил собравшихся с основными зарубежными тенденциями взаимодействия крупных компаний с малыми и средними инновационными предприятиями, уровнем затрат на НИОКР. По его мнению, сегодня необходимо стимулировать крупные отечественные компании, чтобы они становились основными потребителями инноваций.

Для решения обозначенных проблем в ТПП РФ под председательством Сергея Катырина был создан Фонд развития инновационного предпринимательства, основными задачами которого является создание средств коммуникации крупного бизнеса с малыми и средними инновационными предприятиями на основе модели «открытых инноваций».

Преимущество данного механизма состоит в том, что компании «подключаются» к ресурсам внешней научно-технологической базы, то есть поиск идей и технологий ведется на открытом рынке.

Фонд со своей стороны собирает и аккумулирует потребности крупного бизнеса в области инновационного развития, далее используя инфраструктуру системы Торгово-промышленных палат, проводит в регионах проектные сессии, привлекая малые и средние инновационные предприятия, ВУЗы и научно-исследовательские институты с целью формирования технологических решений. Далее решения упаковываются и передаются на рассмотрение заказчику.

Запуск такого механизма будет стимулировать предпринимательскую активность малых и средних инновационных предприятий, создание новых инновационных решений и высокотехнологичных рабочих мест. А самое главное позволит предприятиям крупного бизнеса значительно экономить временные и финансовые ресурсы на стадиях НИОКР за счет привлечения научно-технического потенциала малого и среднего инновационного бизнеса из всех регионов России.

Фонд так же будет содействовать развитию управленческой культуры российского бизнеса. Мы уже договорились с компанией «Эрбитек Консалтинг» и будим раздавать членским и партнерским организациям модель компетенций бесплатно.

Далее на мероприятии состоялись две сессии, посвященные позиции государства относительно развития отношений крупного и малого бизнеса, с другой страны, - взгляду бизнеса на развитие отношений крупного и малого предпринимательства. Присутствующие на «круглом столе» обменялись своим опытом и видением вопросов организации и построения взаимодействия крупного и малого бизнеса на примере крупных корпораций.

В заключение мероприятия состоялось обсуждение заслушанных выступлений, была принята соответствующая Резолюция.

Made on
Tilda